Родителям


 
Что у вас, ребята, в рюкзаках…
Близится первое сентября. А значит, пора покупать учебники, тетради, ручки и еще то, в чем ребенку предстоит их носить. Но что для этого подойдет больше всего: сумка, портфель, дипломат? Ортопеды рекомендуют выбрать школьный рюкзак (ранец).

Известно, что более чем у 40 процентов детей еще до поступления в первый класс нарушена осанка, а за годы учебы этот процент увеличивается в два раза! И неудивительно: с четырех до десяти лет у ребенка активно формируются механизмы, обеспечивающие его вертикальную позу. А тут - тяжелая сумка с учебниками, да еще закинутая на одно плечо. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. А вот ношение школьных принадлежностей за спиной способствует равномерному распределению нагрузки. К тому же руки остаются свободными.

Выбирая рюкзак, для начала обратите внимание на его расцветку; желательно, чтобы она была яркой. Это не только дань моде, но и своеобразная защита ребенка: если он окажется на проезжей части, водителям в случае чего легче будет его увидеть. Впрочем, если даже школьник предпочтет темный рюкзак - ничего страшного, достаточно прикрепить к нему несколько значков кислотных оттенков или отражающие свет брелоки, которые тоже будут служить своеобразным светофором.

Теперь оцените материал, из которого сделан рюкзак. Обычно их изготавливают из кожзаменителя или синтетики. Эти материалы дешевы, а еще они легко моются и мало весят. Лучше всего выбрать рюкзак с водоотталкивающей пропиткой - его будет очень просто чистить. Все рюкзаки должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение или гигиенический сертификат, подтверждающий безопасность для здоровья ребенка тех материалов, из которых они изготовлены.

Для нашего холодного климата важно такое качество ткани, как морозостойкость. Иначе при минусовой температуре она будет буквально стоять колом. Если рюкзак произведен в стране с жарким климатом, школьник сможет нормально пользоваться им лишь до первых холодов.

Если внешний вид рюкзака устраивает вас и вашего ребенка, самое время заглянуть внутрь и рассмотреть подкладку. Она не должна пропускать воду - иначе будет очень сложно оттереть пятна от краски или пасты. Проверьте, нет ли внутри торчащих ниток и расходящихся швов. И не очень ли резко пахнет вещь? Все это может служить признаком того, что ее произвели не на фабрике, а кустарно. В лучшем случае она быстро порвется, а в худшем - навредит ребенку: краска может оказаться токсичной, а о швы ребенок легко порежется.

Особое внимание уделите задней стенке рюкзака. Она должна быть уплотнена и хорошо прилегать к спине - это необходимо для поддержки позвоночника в анатомически правильном положении. Пусть ребенок примерит рюкзак и сам определит, удобен ли он. А вы со стороны посмотрите, не искривляется ли его спина (для проверки в рюкзак стоит положить несколько книг). Малейший дискомфорт - веский повод для того, чтобы подобрать другой.

Желательно, чтобы у рюкзака было несколько карманов внутри и снаружи - в них очень удобно хранить пенал, набор фломастеров, носовой платок... А вот рюкзак с множеством отсеков и перегородок подойдет далеко не каждому первокласснику: с непривычки очень сложно разобраться, куда что класть, и внутри все равно будет творческий беспорядок. Зато школьники-подростки обязательно найдут применение каждому кармашку, да еще и порадуются тому, что смотрится такой рюкзак очень оригинально.

Убедитесь, что все замочки работают, молнии не расходятся, а язычки у них достаточно большие и удобные. Если ребенку сложно справляться с тугими застежками, лучше выбрать другую модель, - иначе в спешке он может сломать молнию или замок.

Не забудьте проверить плечевые ремни-ручки - ведь именно на них ложится основная тяжесть рюкзака. Они не только должны регулироваться по длине, но и быть широкими (особенно в верхней части) - три с половиной - четыре сантиметра. Желательно, чтобы на одном ремне был разъем, - так легче будет надевать ранец. Проверьте ручки на ощупь: достаточно ли они мягкие, нет ли на них грубых швов?

Убедитесь, что ручки крепко пришиты, иначе под тяжестью книг они в скором времени оторвутся. Ведь теперь даже первоклашкам приходится носить в школу немалые для их возраста тяжести: не только увесистые учебники, но и альбомы, краски, спортивную форму, сменную обувь... Не усугубляйте эту ситуацию и обратите внимание на вес пустого ранца. Он не должен превышать 700 граммов. А вес ранца с книгами не должен превышать 10 процентов веса своего владельца. Если же рюкзак значительно тяжелее, это чревато сколиозом, плоскостопием и даже проблемами с сердечно-сосудистой системой.

Поэтому родители (особенно родители младших школьников) должны совместно с администрацией учебного заведения изыскивать возможность использования двух комплектов учебников: одного - для школы, а второго - для дома. А под спортивную форму и сменную обувь желательно выделить в школе специальные шкафчики. Если же это невозможно, то хотя бы в первом классе провожайте ребенка в школу и помогайте нести часть его поклажи.

В заключение поглядите на дно ранца. Оно должно быть ровным, плоским и твердым, иначе книжки его продавят и даже порвут. Положите в ранец несколько учебников и слегка встряхните его: если дно не прогнулось, всё в порядке. Металлические выступы-ножки сделают ранец более устойчивым на полу, а благодаря чуть ребристой поверхности дна он не будет скользить.

Развитие ребенка и его здоровье
Растить здоровых детей — это подлинное искусство, которое приходится совершенствовать всю жизнь. Здоровье ребенка для его родителей составляет главную заботу, а порой и тревогу. Даже родившийся здоровым, ребенок нуждается в постоянном медицинском наблюдении, особенно в период раннего развития и в дошкольном возрасте. При этом родители ребенка должны быть защитниками его здоровья и активными помощниками профессиональных медиков. Однако для этого родителям необходимы определенные знания об особенностях развития детей в разные возрастные периоды, чтобы в нужный момент распознать те или иные признаки заболевания.
Не все болезни у детей имеют явные внешние признаки и поэтому распознаются не сразу. Выявить причину происхождения конкретного заболевания у ребенка может только врач, индивидуально и скрупулезно, учитывая самые разнообразные факторы, способствующие внешнему проявлению болезни. Чтобы предупредить развитие болезни у вашего ребенка, нужно предоставить врачу самые подробные сведения о своих наблюдениях за его развитием и здоровьем.
Особенности развития организма детей четвертого, пятого и шестого года жизни
Физическое развитие. В дошкольном возрасте многие внешние признаки у ребенка зависят от влияния окружающей среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательном учреждении, социальные бедствия и природные катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей.
В период первого детства (3—7 лет) мальчики и девочки мало различаются по внешней форме тела и многим физиологическим параметрам организма. От первого года жизни до 4—5 лет скорость роста детей замедляется. Все размеры тела увеличиваются относительно равномерно.
При этом существенных изменений в зависимости от сезонов года не наблюдается. Годичные прибавки роста составляют от 4,0 до 5,0 см, массы тела — до 1,5—2,0 кг. Скорость ростовых процессов увеличивается на шестом году жизни, при этом изменяются соотношения пропорций тела.
Ориентировочное определение показателей физического развития (длина и масса тела) позволяет сопоставить данные о развитии каждого ребенка с возрастными нормативами или оценить пропорциональность размеров по формулам (индексам). Например, применяется росто-весовой индекс:
I = P/L2
(т.е. вес ребенка в кг делит ся на квадрат роста в метрах).
Ориентировочно, если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточный вес, а больше 25 — ожирение; если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для медицинских работников при проведении более точных обследований разработаны специальные таблицы для детей разных возрастов и регионов страны.
Костно-мышечная система. В возрастном периоде 3—6 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Естественные кривизны позвоночника (шейная, грудная) еще не установились и в положении лежа сглаживаются. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.
Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.
У дошкольников характерно преобладание тонуса мышц-сгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении детей удержания спины выпрямленной. Именно поэтому ребенок не должен более 15 минут сидеть за столом без движения. Для снятия усталости и формирования правильной осанки показано выполнение физических упражнений.
1. Ходьба на месте или с продвижением вперед. Подбородок слегка приподнять, расправить плечи, живот подтянуть. Длительность упражнения — 1—2 минуты.
2. Напряженные руки вверх, ходьба на носках, через 4 счета — напряженные руки вниз, ходьба на полной стопе. Упражнение повторить 3—4 раза. Руки и плечи поднимаются как можно выше. Это упражнение хорошо способствует растягиванию позвоночника, развивает координацию движений, ловкость.
3. Ходьба на носках, ноги в коленях слегка согнуты, руки на поясе, голова приподнята. Спину держать прямо. Длительность выполнения — 0,5—1 минута.
4. Медленная ходьба на носках с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Упражнение можно выполнять на месте или с продвижением вперед. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы спины и ног.
5. Груз на голове (книга или мешочек с песком, солью, размером 13x8 см, 500 г) — еще один вариант упражнения с элементом ходьбы. Именно это упражнение позволит проверить правильность осанки во время движения.
Важно отметить, что в этом возрасте продолжается развитие костей запястья, а окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании таких развивающих видов, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.
Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми уже среднего дошкольного возраста вводить упражнения для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев, поочередного смыкания первого пальца с остальными на каждой руке — «пальчики здороваются», изображения пальцами силуэтов зверей («козочка», «зайчик», «собачка») и т.д. Такие упражнения способствуют развитию точной координации мелких движений рук.
Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимо также и правильное сбалансированное питание (с обязательным содержанием минеральных веществ — кальция, фосфора, магния и др.), обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественного воздуха в помещениях во время игр, занятий и сна, достаточный объем естественных движений.
Кальций содержится в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре.
Фосфор содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Потребность детей в фосфоре в 1,5 раза выше, чем взрослых.
Магний содержится в продуктах растительного происхождения.
В связи с разным сочетанием пищевых ингредиентов в продуктах питание детей должно быть разнообразным. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.
О ходе развития и биологическом возрасте дошкольников позволяет судить смена молочных зубов на постоянные, которая начинается с 5—6 лет. Молочные зубы у детей нежные и хрупкие, это следует помнить при организации питания детей. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего они выпадают. В связи с тем что зачатки постоянных зубов находятся под молочными зубами, следует особо обращать внимание на состояние полости рта и зубов у детей дошкольного возраста. Осмотр ротовой полости стоматологом должен осуществляться не реже двух раз в году с обязательным лечением всех обнаруженных кариозных зубов.
Начало прорезывания первого большого коренного зуба у девочек и мальчиков приходится на 5,5 лет, а переднего резца у мальчиков — в 5,8—6,0 лет, у девочек несколько раньше — в 5,5—5,7 лет.
Конец прорезывания центрального резца у мальчиков и девочек приходится на 7,5 лет. В 6 лет начинает прорезываться боковой (второй) резец. Его прорезывание завершается в 8 лет.
В верхней челюсти постоянные зубы прорезываются чуть раньше, чем в нижней.
С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный (нервный) аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: от 3 до 5 лет величина мышечных усилий у детей повышается. Постепенно устанавливаются содружественные движения рук и ног.
У детей на пятом году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. Дети в 5—6 лет успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание), но тонкая координация движений недостаточно совершенна, поэтому производить мелкие и точные движения ребенку еще сложно.
С четырехлетнего возраста длина шага при ходьбе у детей увеличивается до 39,0—40,5 см, а темп уменьшается. Длина шага при беге также увеличивается. Так, например, у детей, достигших 5 лет, при пробегании дистанции в 30,0 м длина шагов достигает 59—62 см при их частоте 248,0—258,0 в минуту. В 6 лет у мальчиков и девочек наблюдаются более высокие показатели быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, чем в 4—5 лет. В гибкости различия между мальчиками и девочками не проявляются. Примерный перечень двигательных навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей 4-, 5- и 6-летнего возраста, мы приводим в этой таблице.
К 4 годам ребенок должен уметь ходить на носках, высоко поднимая колени, приставными шагами вперед и в сторону, ходить по доске, положенной наклонно (с приподнятым на высоту 30—35 см концом), догонять и убегать со сменой направлений, прыгать на одной ноге, перепрыгивать через небольшие препятствия (5 см), бросать мяч не менее чем на 2,5 м, попадать мячом в ящик с расстояния 1,5—2 м, влезать на гимнастическую стенку.
К 5 годам дети должны уметь подпрыгивать, поворачиваясь кругом; ноги врозь, ноги вместе; прыгать в длину на 60 см, перепрыгивать через предметы высотой 5—10 см; прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед; бросать мяч на 3,5—6,5 м; бросать двумя руками снизу, из-за головы; попадать в цель с расстояния 2—2,5 м; ходить на четвереньках, опираясь на стопы и ладони.
К 6 годам прибавляются следующие требования: стоять на одной ноге, пройти 3—4 м с закрытыми глазами; прыгать с места в длину на 80 см; с разбега — не менее, чем на 1 м; в высоту прыгать на 20 см; прыгать через качающуюся скакалку; ударять мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд; перебрасывать мяч друг другу; кидать мяч в мишень с расстояния 3—4 м и вдаль на 5—9 м; делать «ласточку» без поддержки взрослого; проходить по гимнастической скамейке.
Развитие кисти и фаланг пальцев руки позволяет детям уже на 4-м году жизни держать карандаш. Совершенствование координации движений и зрительно-пространственного восприятия позволяет детям хорошо копировать геометрические фигуры, изображать на рисунке человека, что также говорит о достаточно высоком развитии представлений и понятий.
На 6—7-м и последующих годах жизни указанные показатели у здоровых дошкольников и младших школьников успешно совершенствуются. И все же у 1/3 детей отмечаются отклонения в развитии общей и мелкой моторики. Дети 5—6 лет с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и часто болеющие, нередко отстают в развитии моторики и речи.
Дыхательная система. В дошкольном возрасте продолжается развитие органов дыхания. Одной из особенностей бронхолегочной ткани у дошкольников является большое количество кровеносных и лимфатических сосудов. Обильное кровоснабжение слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов является причиной более выраженных воспалительных реакций у детей дошкольного возраста в виде отеков слизистой оболочки и влажного кашля при острых респираторных заболеваниях.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания — 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно с 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2—1,4). Увеличивается и экскурсия («расширение и сжатие») грудной клетки при вдохе и выдохе. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.
Система дыхания дошкольников очень чувствительна к вредным примесям воздуха (в том числе табачному дыму) и присутствию болезнетворных микробов. Поэтому необходимо постоянно заботиться о чистоте воздуха в квартире и комнате ребенка. Это требование легко обеспечить правильным сквозным проветриванием всех помещений, влажной уборкой с добавлением дезинфицирующих веществ.
Сердечно-сосудистая система. С развитием легких и их функций тесно связано развитие сердечно-сосудистой системы детей. В первые шесть лет жизни интенсивно растет сердце. Вес сердца на пятом году жизни — 80—83 г, пульс — 100—105 ударов в минуту. На 6—7-м годах жизни частота сердечных сокращений (ЧСС) снижается до 95—92 ударов в минуту. Артерии в 4—6 лет относительно шире, чем в период второго детства. С этой особенностью связана небольшая величина артериального давления. Сердечно-сосудистая система детей дошкольного возраста очень активно и быстро реагирует на физическую и эмоциональную нагрузку.
Органы зрения. Развитие органов зрения у детей в 4—6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому особое внимание следует уделять соблюдению мер профилактики нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.
При рождении у ребенка из-за небольшого размера глазного яблока в норме определяется дальнозоркое зрение (+2,0 диоптрии). Степень дальнозоркости по мере роста глазного яблока постепенно снижается. У детей 3—6 лет все еще (в 81,9%) преобладает дальнозоркость. Для ясного различения предметов, находящихся на близком или дальнем расстоянии, необходимо особым образом приспособить глаз. Эта способность глаза видеть на близком или дальнем расстоянии — аккомодация — легко осуществляется у детей благодаря изменению формы высокоэластичного хрусталика. Наиболее физиологически правильной нагрузкой для такого глаза является рассматривание удаленных объектов.
В связи с ранним введением развивающего обучения дошкольников на пятом году жизни начинают уделять больше времени рисованию, вырезанию, склеиванию, штриховке и другим действиям. При этом голова ребенка находится в склоненном состоянии, особенно резко выраженном при неправильной рабочей позе. Длительное склоненное положение головы затрудняет отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление, изображение от более отдаленных предметов уже не попадает в сетчатку. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней применяется специальная гимнастика — офтальмотренаж.
1. «Бегунки» — во весь лист ватмана изображается волнистая линия, в начале которой изображена какая-либо цветная фигура, например, кораблик. Лист ватмана располагается на стене, противоположной от стоящего ребенка, которому предлагается проследить зрительно, как кораблик будет плыть по заданной траектории. Траектория, по которой дети «бегают» глазами, может быть в виде овала, «восьмерки», зигзага, спирали. Толщина линии — 1 см.
2. «Перевод взгляда» — на трех стенах комнаты прикрепляются яркие картинки со сказочными сюжетами. Величина картинки в пределах стандартного альбомного листа. Стоящий у четвертой стены ребенок с поворотом головы попеременно рассматривает рисунки.
3. Упражнения для мышц глаза:
·                    крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть глаза на 3—5 секунд;
·                    моргать быстро в течение 15—20 секунд;
·                    пальцами рук прижать закрытые верхние веки, через 1—2 секунды снять пальцы с век;
·                    смотреть перед собой вдаль в течение 2—3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.
Для профилактики нарушений зрения особенно строго должны соблюдаться требования к достаточной освещенности помещения и рабочего стола, за которым занимается ребенок, а также пристальное внимание следует уделять правилам общения детей 5—6 лет с компьютером (ПЭВМ) и телевизором. Нарушение требований к продолжительности пребывания у экрана, их частоте и оптимальному цветовому фону экрана видеотерминала вызывают утомление глаз, снижение функционального состояния аккомодационного аппарата.
Для детей дошкольного возраста просмотр телепередач или пребывание у видеотерминала компьютера допускается не чаще 3—4 раз в неделю по 15—20 минут.
При просмотре TV в помещении должно быть включено неяркое общее освещение.
Нервная система. В этом возрастном периоде детям свойственна неустойчивость нервных процессов: дети не могут длительно удерживать активное внимание, легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро утомляются. Чрезмерная нагрузка у детей 4—6 лет может привести к сильному утомлению, падению координации и точности движений, резкому уменьшению произвольного внимания и работоспособности.
По мере возрастания силы и подвижности нервных процессов функции восприятия и внимания на пятом и шестом годах жизни становятся все более устойчивыми и управляемыми, поэтому дети этого возраста более внимательны и работоспособны.
На пятом году жизни дети существенно овладевают речевой функцией: активный словарь ребенка на пятом году жизни приближается к двум тысячам.
Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста приобретают различные игры и речь. Коллективные игры со сложным сюжетом, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением задачи и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, с богатым запасом слов. На пятом году жизни дошкольники в большинстве своем овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) еще довольно часты и больше распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.
Система иммунитета. В окружающей человека среде существует множество микроорганизмов, способных вызывать те или иные заболевания. Однако организм человека приспособился к защите от многих инфекционных агентов. Ответственность за это несет иммунная система, в состав которой входят лимфатические узлы, миндалины, вилочковая железа, элементы крови и др.
Миндалины — это часть иммунной системы. Лимфоидное кольцо миндалин, задерживая микроорганизмы, не дает им проникнуть в дыхательные пути. Иммунной системе детей в новинку многие привычные для нас инфекции, и работает она с повышенной нагрузкой. Поэтому миндалины у малышей крупнее, чем у взрослых. По мере взросления такое количество иммунных клеток становится ненужным, и миндалины уменьшаются. К подростковому возрасту миндалины и аденоиды становятся крошечными, а у некоторых и вовсе исчезают.
Если миндалины воспаляются, то они перестают выполнять свою защитную функцию и сами становятся очагом инфекции в организме. Воспаление миндалин бывает острым (ангина) и хроническим (тонзиллит). Обычно при острой ангине, сопровождающейся повышенной температурой тела и общим недомоганием ребенка, родители обязательно обращаются за врачебной помощью. При хроническом же тонзиллите внешних признаков может либо не быть, либо единственным проявлением заболевания является общая слабость и утомляемость ребенка. В таких случаях родители могут уделять лечению болезни недостаточно внимания, и впоследствии у ребенка развиваются серьезные осложнения.
Аденоиды расположены там, где в носоглотку открываются и носовые ходы, и евстахиевы трубы, соединяющие носоглотку с полостью среднего уха. Если аденоиды воспалены и увеличены, блокируется носовое дыхание и закладывает уши. Нарушение слуха родители обычно списывают на рассеянность. При аденоидах ухудшается в основном восприятие звуков высокой частоты, т.е. шипящих согласных. Еще один признак воспаления глоточных миндалин — у ребенка постоянно приоткрыт рот. В норме воздух должен идти по носовым путям, где он согревается и очищается: бактерии вместе с пылью оседают на вязкой носовой слизи. Если же малыш дышит ртом, холодный воздух вместе со всеми бактериями летит прямиком в трахею и бронхи. Именно поэтому ребенок с увеличенными аденоидами без конца болеет. Аденоидного ребенка вычислишь и по тому, как он говорит: разросшаяся ткань не дает звуку резонировать в придаточных пазухах, и он получается гнусавым. По той же причине аденоидные дети подвержены гаймориту (воспалению пазух носа).
Что должно насторожить родителей
Ребенок часто болеет, постоянно хлюпает носом, гнусавит — согласную «м» произносит как «б» («басло», вместо «масло»); спит с открытым ртом, храпит (здоровые дети не храпят!); постоянно переспрашивает; жалуется на головную боль, часто капризничает, гримасничает, мочится в постель.
Как обстоят дела с носовым дыханием, покажет простой тест: поднесите кусочек ваты к одной ноздре ребенка, а другую слегка прижмите пальцем. Попросите подышать носом, и по движению ворсинок сразу увидите, насколько хорошо проходит воздух.
Избавляет от заложенности и облегчает дыхание промывание носа раствором фурацилина, слабой настойкой прополиса, отваром ромашки, зеленым чаем или морской солью (1 чайная ложка на стакан воды).
Простудные заболевания. Мало кто из детей 3—6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ), которые принято называть простудными.
Большинство людей в возникновении простудного заболевания обычно винят холод, сырость, сквозняки, поэтому многие родители стараются ребенка потеплее укутать и повысить температуру в помещении. Но, к сожалению, все эти мероприятия не только не дают желаемого результата, а, напротив, из-за этого ребенок болеет чаще. «Укутанный» ребенок быстро перегревается, потеет и, расстегнув одежду, сразу переохлаждается. При этом еще недостаточно сформированная система иммунной защиты организма ребенка неадекватно реагирует на внешние отрицательные воздействия, т.е. ослабляет сопротивляемость появляющимся инфекциям. Плохая, холодная погода заставляет ребенка больше времени проводить в помещении, которое часто недостаточно проветривается. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для размножения микробов и вирусов.
Пик детских простудных заболеваний традиционно приходится на зимний период, но некоторые вирусы активны весь осенне-зимне-весенний период. Поэтому, даже если до осени вылечен насморк и другие очаги инфекции, включая кариозные зубы, тонзиллит и аденоиды, уберечься от нового заболевания бывает нелегко. Особенно сложно это сделать, если в окружении ребенка уже есть люди, больные вирусными заболеваниями.
Самые распространенные простудные заболевания у детей — инфекции верхних дыхательных путей. Как правило, острые респираторные заболевания протекают относительно легко и не приводят к развитию тяжелых осложнений, но тем не менее требуют пристального внимания и овладения необходимыми навыками по уходу за больным ребенком, его лечению и предупреждению последующих заболеваний.
При температуре не выше 380С жаропонижающие средства не нужны (за исключением случаев судорог). Для большинства детей такая температура безвредна, более того, она может мобилизовать защитные силы организма на борьбу с инфекцией.
Ребенку в период болезни необходимо в рацион питания включать больше овощей и фруктов, особенно содержащих витамин С. Это мандарины, апельсины, грейпфруты, лимоны, клюква, смородина, черноплодная рябина. Очень полезны соки, морсы, компоты из фруктов.
Многие родители считают, что простуженного ребенка нельзя купать. На самом деле горячая ванна — весьма эффективное средство против простуды. Важна и чистота кожи, так как через ее поры выходят токсины. Только следите за тем, чтобы в квартире было достаточно тепло, после водных процедур малыш не должен переохлаждаться.
На что следует обратить внимание, если ребенок заболел?
Основными симптомами заболевания служат следующие: повышение температуры, недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение.
Как ухаживать?
1. Уложите ребенка в постель, так как, чем активнее он будет двигаться, тем выше у него будет температура.
2. Соблюдайте принцип: «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Одевайте малыша комфортно, в соответствии с температурой в помещении, и ни в коем случае не кутайте его, чтобы не было перегрева организма. Например, под ватным одеялом температура может подняться на градус выше, поэтому лучше укройте ребенка шерстяным или простыней.
3. Хорошо проветрите помещение, в котором находится заболевший ребенок, — это эффективный способ снижения температуры тела.
4. Обязательно давайте ребенку пить — дробно, небольшими порциями, лучше воду или морсы комнатной температуры; чем больше он выпьет, тем быстрее снизится температура.
5. При повышении температуры выше 38°C оботрите все тело ребенка губкой, смоченной теплой на ощупь водой (30—32°C) в течение 2—3 минут; после процедуры не вытирайте насухо, оставьте кожу слегка влажной.
Вызовите врача неотложной помощи.
Необходимо регулярно проветривать комнату, где находится больной ребенок, проводить влажную уборку. «Спертый» воздух раздражает слизистые верхних дыхательных путей, способствует размножению болезнетворных микроорганизмов. Важно помнить, что дети курильщиков больше подвержены простудным заболеваниям.
Малина — очень эффективное народное лечебное средство. Ее по праву можно отнести к чисто лекарственным растениям. То, что в малине много витаминов, — это очевидно, но кроме этого, в ней очень много железа, цинка, меди, марганца. Поэтому эта ягода необходима взрослым и детям.
Как мощное профилактическое, витаминное средство в «гриппозный» период врачи советуют смешанные витаминные чаи из сушеных плодов малины и шиповника (в равных частях). При гриппе хороший эффект дают лечебные чаи из плодов малины и липового цвета (в равных частях), малины и душицы, мать-и-мачехи (также в равных частях). Вместо сахара для усиления эффекта можно добавить мед. Детям также можно приготовить смешанный малиново-клюквенный чай, он не только вкусный, но и полезный. Кроме всего вышеперечисленного, малина обладает также мощным противоаллергическим эффектом.
Профилактика простудных заболеваний.
Если ребенок болеет часто, родители очень переживают, но не знают, что делать. Не успел ребенок вылечиться от одного заболевания, как накладывается другое. Почему это происходит?
Возбудители, попадающие в дыхательные пути ребенка от разных больных людей, могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Поэтому специфические качества иммунитета, который выработал в течение заболевания организм ребенка к первому возбудителю, не всегда совпадают с признаками следующего возбудителя. И весь процесс болезни повторяется почти заново.
Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям применяется хорошо всем известный способ — закаливание.
Закаливание — целенаправленное использование естественных факторов природы, обеспечивающее повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур воздуха, ветра, влажности, резких перепадов атмосферного давления. Закаливание является важнейшим фактором сохранения здоровья детей. К средствам закаливания относятся воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Использование указанных средств закаливания в сочетании с физическими упражнениями приводит к наибольшему оздоровительному эффекту. Применение закаливающих процедур дает возможность выработать у ребенка условный рефлекс на охлаждение. Функциональные изменения кровообращения, возникающие при повторном местном охлаждении, характеризуются тем, что сосуды сужаются и расширяются, происходит как бы «гимнастика».
В результате систематического и постепенного закаливания организма температура туловища снижается, а конечностей — повышается. Температура кожи в разных и симметричных участках тела выравнивается. При применении всех средств закаливания необходимо соблюдение нижеследующих важнейших принципов:
·                    дозирование процедур в зависимости от возраста детей, их здоровья и индивидуальных реакций на действующие факторы;
·                    постепенное повышение интенсивности процедур;
·                    ежедневное, без перерывов, их проведение, начиная с самого раннего возраста;
·                    постоянный контроль за влиянием процедур на организм;
·                    комфортное тепловое состояние детей; положительная эмоциональная настроенность.
Важно помнить, что после каждого простудного заболевания или достаточно длительного перерыва в проведении закаливающих процедур необходимо начинать закаливание сначала.
Более подробное описание принципов и способов закаливания представлено в брошюре «Как правильно закаливать ребенка» (авторы — В.Д. Сонькин, И.А. Анохина) из первой серии «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития».
Закаливание воздухом может проводиться круглый год. Закаливание детей воздушными ваннами начинается летом в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 20°С. Продолжительность первых ванн не должна быть более 10—15 минут, из них 5—7 минут занимаются гимнастикой. Затем продолжительность ванн увеличивают постепенно. Нельзя допускать охлаждения ребенка, появления дрожи, «гусиной кожи» и синюшности.
Водные процедуры — обтирание, обливание, купание. Выбор водных процедур определяется врачом на основании данных о состоянии здоровья ребенка.
Местные водные процедуры — утреннее умывание, мытье рук перед едой и мытье ног перед сном. Все эти процедуры проводятся в соответствии с режимом. С четырех лет и старше дети моют лицо, шею, грудь, руки до плеч. После гигиенической процедуры мытья ног необходимо проводить обливание стоп и нижней половины голеней прохладной водой. Температура воды при начальных процедурах — 28°С, затем постепенно снижается до 18°С.
Обтирание — проводится после утренней гимнастики. Махровую варежку или полотенце смачивают водой определенной температуры, отжимают и обтирают последовательно шею, руки, грудь, живот, спину, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого растирают все тело мохнатым полотенцем до ощущения приятной теплоты. Температура воды при первых обтираниях равна 33°С. Каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится до температуры 18°С. Температура воздуха в помещении при этой водной процедуре должна быть не ниже 16°С. Детям с ослабленным здоровьем обнажение и обтирание проводят по частям, в порядке указанной выше последовательности. Общие обливания проводятся через 1—1,5 месяца обтираний при ясно выраженных признаках благоприятного их воздействия на организм. Начальная температура воды при общих обливаниях и душах установлена в 34—33°С, через каждые 2—3 дня она снижается на 1—2°С и доводится зимой до 26°С и летом до 24°С. Ванны рекомендуется проводить 2 раза в неделю при температуре воды 36°С продолжительностью 10 минут, с последующим обливанием водой температуры 34°С.
Купание — наиболее сильно раздражающая и охлаждающая процедура, поэтому каждый ребенок допускается к купанию только с разрешения врача.
Купание обычно проводится после солнечных ванн и начинается при температуре воды не ниже 22—24°С. Первые купания непродолжительны — 2—3 минуты, а последующие постепенно увеличиваются. Время купания находится в строгой зависимости от температуры воды и воздуха, а главное — от состояния здоровья ребенка и его реакции. Нельзя допускать длительного пребывания детей в водоеме. Чрезмерное охлаждение, проявляющееся в виде дрожи, посинения губ, «гусиной кожи», приносит вред здоровью. Максимальная продолжительность купания для дошкольников при их активном движении (плавание, игра в мяч и т.д.) составляет 8—10 минут. Детям, разгоряченным и вспотевшим, перед купанием необходимо посидеть спокойно 10—15 минут.
Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРЗ — это массаж особых зон на коже, которые связаны с важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные «лекарственные» вещества, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний
Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, вилочковой железой и костным мозгом. Точка расположена на грудине, на четыре пальца ниже ямки в месте соединения ключиц. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2 расположена на передней поверхности шеи, над ямкой в месте соединения ключиц. Точка регулирует иммунные функции организма — повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3 контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани. Массажные зоны расположены с двух сторон на переднебоковых поверхностях шеи, по бокам от гортани, под выступающими углами нижней челюсти.
Точка 4 располагается на заднебоковых поверхностях шеи, под ушными раковинами. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи, туловища.
Точка 5 расположена в области наиболее выступающего 7-го шейного позвонка.
Точка 6 улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа и гайморовых полостей. Дыхание через нос становится свободным и насморк проходит. Точка расположена на верхней челюсти с двух сторон от крыльев носа.
Точка 7 улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Она расположена с двух сторон в начальных точках надбровных дуг у корня носа.
Точка 8 располагается перед козелками ушных раковин (у выступа перед ушным отверстием). Массаж этой области воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9 расположена на кисти руки, в треугольнике между первым (большим) и вторым (указательным) пальцами. При массаже этих точек рефлекторно нормализуется деятельность многих внутренних органов.
Массаж надо делать 3 раза в день по 3 секунды (девять раз в одну сторону, девять — в противоположную). Делайте массаж ежедневно, особенно в периоды повышенной простудной заболеваемости.
Здоровый образ жизни играет важную роль в профилактике любых заболеваний. Семейные лыжные прогулки, туризм и другие мероприятия на свежем воздухе, плавание в бассейне, закаливающие процедуры и т.д. способствуют оздоровлению организма детей и взрослых.
Основные профилактические принципы просты и хорошо всем известны:
— движения во всех видах;
— подвижные игры на воздухе;
— утренняя гимнастика;
— закаливание;
— достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
— постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий;
— выполнение специальных комплексов упражнений.
Десять советов родителям
Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает лечение или при необходимости направляет ребенка на обследование к другим врачам-специалистам. В особых случаях, чтобы не было задержки сроков начала лечения, при появлении первых характерных признаков заболеваний рекомендуется сразу обращаться к специалисту в данной области медицины.
Совет 2. Если вы замечаете, что ваш ребенок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте, необходимо проконсультировать ребенка у невропатолога.
Совет 3. Обратите внимание на поведение ребенка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения — это наиболее распространенные симптомы психического напряжения еще слабой нервной системы ребенка-дошкольника. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребенка детскому психиатру.
Совет 4. Ваш ребенок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращенную к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребенок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре — проконсультируйте ребенка у ЛОР-врача (отоларинголога).
Совет 5. Если у ребенка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.
Совет 6. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребенка возникает реакция (сыпь, отек, затрудненное дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.
Совет 7. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, экссудацией — возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.
Совет 8. Если вы замечаете, что ребенок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома или книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребенка — обратитесь к окулисту (офтальмологу).
Совет 9. Постоянно обращайте внимание на осанку ребенка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т.п. — обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.
Совет 10. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребенка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).
Материалы сайта http://dob.1september.ru/2004/14/10.htm


Советы родителям:
ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
Зная природу ребенка, можно за­ключить, что всякое насилие, осо­бенно телесные наказания и избы­точная опека недопустимы в се­мье и крайне вредны как с педагогической, так и с психологической и биологической сторон и приводят к формированию негативных типов личности.
П. Ф. Лесгафт
Становление и развитие правово­го государства, в котором централь­ное место занимают ценности лично­сти и моральный облик граждан, за­висят, прежде всего, от воспитания молодого поколения. Поэтому в на­стоящее время остро ощущается не­обходимость в использовании всех воспитательных средств для разви­тия детей в духе уважения к челове­ческому достоинству и свободе.
Актуализация гуманистических и демократических ценностей общече­ловеческого значения сейчас не стала фундаментом для утверждения в се­мье и детском саду нравственно-пра­вовых отношений.  Именно в семье, в микросоциальной среде, где форми­руются первые правовые и нрав­ственные понятия, где происходит первоначальное становление ребен­ка как личности с определенным пси­хическим складом и общественными установками, заложены причины благополучия и неблагополучия дет­ства.
У дошкольников безусловное до­верие к родителям: их словам, по­ступкам, оценкам. Они являются при­мером для подражания и ориентиром в жизни. Дети, наблюдая за взаимо­отношениями взрослых, в играх вос­производят семейный уклад жизни, нравственные, правовые отношения.
Существуют семьи с демократичес­ким и авторитарным стилями обще­ния (А.В. Мудрик). Стиль доброже­лательных взаимоотношений являет­ся действенным методом нравствен­ного воспитания детей.
Родители для ребенка должны быть:
источником доброты, чуткости, любви и человеческого тепла;
близкими друзьями;
примером для подражания, авто­ритетом;
руководителями, высшей властью, судьями.
Принципы педагогики семейного воспитания основываются на демо­кратическом стиле отношений:
1. Доброжелательное отношение к ребенку на основе любви, ласки, об­щения;
2. Единство требований внутрисемейного и общественного воспита­ния;
3. Учитывать возрастные, индиви­дуальные, половые особенности де­тей;
4. Опираться на положительные качества детей.
К сожалению, большинство роди­телей придерживается авторитарно­го стиля поведения с детьми, не заме­чают в них человека, личность. Это может вызвать у ребенка страх пе­ред родителями, что заставляет их лгать, приспосабливаться, быть не­искренними. Нравственное сознание дошкольника находится в стадии ста­новления. Ему сложно ориентиро­ваться в своих чувствах и пережива­ниях, так как этому возрасту свой­ственно уникальное и уязвимое ка­чество души - доверие.
«Если человек безгранично дове­ряет другому, - писал В.А. Сухо-млинский, - он в какой-то мере ста­новится беззащитным. Дорожить доверием значит дорожить и безза­щитностью ребенка».
Почти в каждой семье над детьми совершается насилие в том или ином виде:
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ явля­ется оскорблением ребенка. Это са­мый грубый и жестокий вид насилия. Оно давно осуждено педагогикой, запрещено Декларацией ООН о пра­вах ребенка, семейным кодексом. За­коном об образовании, однако, имеет место почти в каждой семье. Подвер­гаются ему в наибольшей степени беззащитные дети-дошкольники.
Ежегодно 2 млн. детей до 12 лет избиваются родителями, в ре­зультате 10% детей погибают; 2 тыс. детей совершают самоубий­ство; более 50 тыс. детей уходят из дома (из выступления на пар­ламентских слушаниях А. Апариной, председателя ком. Гос. Думы РФ по делам опекунства, семьи и молодежи, от 16 мая 1999 г.).
ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ. Оно направлено на ослабление воли, вы­зывает страх и психический диском­форт у детей. Это:
ü                словесное оскорбление - взрослый намеренно пытается обидеть ребен­ка, вызвать чувство психологическо­го дискомфорта при помощи грубых слов и сравнений. Как правило, взрос­лый не задумывается над последстви­ями своих слов;
ü                публичное осуждение - унижение достоинства ребенка в присутствии посторонних, с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение к нему окружающих;
ü                шантаж - угроза, противоречащая нравственным и правовым нормам;
ü                наказание трудом - посягательство на индивидуальность, унижение лич­ности ребенка;
ü                лишение необходимых средств су­ществования для ребенка (пищи, воды, и т.д.), материальных благ и др. Это травмирует детскую психику ребенка.
Насилие в отношении детей в лю­бой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Кон­венцией ООН о правах ребенка, дети имеют право на физическую и лич­ную неприкосновенность, защиту от «всех форм физического или психи­ческого насилия». Все формы наси­лия вредны и могут оказать отрица­тельное воздействие на все стороны жизни ребенка. Такие дети страдают от пониженной самооценки, психичес­ких отклонений.
Кроме того, насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстанов­ке насилия, склонен разрешать кон­фликты с другими детьми, взрослы­ми и самим собой насильственным путем.
Исходя из выше сказанного, рабо­та с семьями, с родителями становит­ся первоочередной задачей для пе­дагогов, воспитателей. Надо донести до каждой семьи достижения педаго­гики в правовом и нравственном от­ношении.
Формы и методы работы воспита­теля с родителями в этом направле­нии очень разнообразны. Это груп­повые и индивидуальные беседы с родителями, проведение общих ро­дительских собраний, привлечение родителей к непосредственной обще­ственной работе вместе с детьми, обя­зательная пропаганда нравственно - правовой воспитанности среди роди­телей.
В пропаганде должны участвовать и средства массовой информации:
необходимо создавать передачи, по­священные проблемам взаимоотношений родителей и детей. Периоди­ческая печать, причем не только пе­дагогические издания, должна постоянно рассматривать злободневные вопросы о насилии в семье.
Однако знания и осведомленность еще не означают правильного пове­дения. Это сложный процесс осозна­ния своих ошибок в воспитании, же­лание все изменить к лучшему и уси­лие воли.
Средства массовой информации, как одно из средств воздействия на сознание родителей, должны заста­вить задуматься о самом дорогом — о детях, а значит о будущем.
Недаром народная мудрость гла­сит: «Что посеешь, то и пожнешь».


ПРИЗНаки, ПО КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ЗАПОДОЗРИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ВАШИМ
РЕбенКОМ НАРКОТИКОВ
Основные признаки:
Ø    следы от уколов и порезов (особенно на руках)
Ø    наличие у ребенка (подростка) ложек и/или узких полых трубочек, шприцев и/или игл от них
Ø    наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов
Ø    папиросы (особенно "Беломор") в пачках из-под сигарет
Ø    расширенные или суженые зрачки
Ø    нарушение речи, походки и координации движений при от­сутствии запаха алкоголя

Дополнительные признаки:
Ø    лживость, изворотливость
Ø    проведение времени в компаниях асоциального типа
Ø    вымогательство и/или кража денег у окружающих
Ø    нарушение сна
Ø    телефонные разговоры (особенно "зашифрованные") с незнакомыми лицами
Ø    частые беспричинные смены настроения
Ø    внешняя неопрятность
Ø    снижение успеваемости в учебном заведении
Ø    пропажа из дома ценных вещей
Ø    сужение круга интересов
Ø    частый беспричинный кашель

Если у Вас возникли подозрения, то обязательно обращайтесь с ребенком к специалисту наркологу.
Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели и дни могут решить судьбу Вашего ребенка!
Не теряйте времени!

ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК КУРИТ...

Узнав, что ребенок закурил, мы начинаем антитабачную кампанию так: выдираем его, как Сидорову козу, потом читаем мораль, а затем грозим, что он будет наказан еще страшнее, если не перестанет курить.
А нам надо: Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаган­ду намного раньше, когда наше чадо еще бегает в коротких штанишках: работать на предупреждение. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, - своими репликами расстав­лять акценты, показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом из этих кусочков складывается единая картина - точка зрения.
Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию - детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговари­вать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчи­во отсекать. В 11-12 лет мнение сверстников более значимо для ребен­ка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.
Как только ребенок дорос до 10-11 лет, надо переходить на другой уровень общения с ним. Это повысит его самооценку: он теперь взрос­лый, почти равный нам. Надо подчеркивать любую его успешность, вслух гордиться тем, что он делает хорошо, лучше многих. Появится собственное достоинство. А если есть собственное достоинство, легко можно сказать «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь, потому что у меня голова не от­равлена никотином и лучше работает». Собственное достоинство огра­ждает от любых вредных соблазнов. Подросток, у которого оно есть, не будет «на слабо» пить водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.
Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бы­вают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъяв­ления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как с взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет...» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наи­большее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учебе, и про несо­вместимость курения и спорта... Девочкам - про маловесных, слабень­ких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких деток... В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.


Чего не должны делать родители:
(если Ваш ребенок вырос)
*               Считать нормой курение или пьянство.
*               Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.
*               Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.
*               Унижать ребенка, демонстративно обыскивая карманы, обнюхивая, осматривая его руки.
*               Срывать на ребенке, накопившееся раздражение.
*               Впадать в уныние, если ребенок замечен в употреблении алкогольных напитков, и первая попытка исправить положение не удалась. Ребенок должен знать, что родители его любят, он им нужен.
*               Ждать принудительных мер от школы или представителей закона в отношении ребенка.
*               Отчаиваться, решив, что все кончено. Безнадежных случаев не бывает.


Административная и уголовная ответственность родителей


Административная ответственность
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
ü                в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
ü                за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
ü                за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
ü                за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

Уголовная ответственность
В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
ü                за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение пре­ступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
ü                за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
ü                в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
ü                за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жесто­ким обращением;
ü                за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.
Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолет­ними детьми (до 14 лет).




Что такое «готовность
к школе»?

В понятии «готовность к обучению е школе» выделяют три взаимосвязанных компонента:                                                  

физиологическая готовность к школе - оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:

 физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
 биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
 комплексная оценка состояния здоровьяраспределение детей по  пяти «группам здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).
 
социально-психологическая  или личностная  готовность к обучению

        Данный вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок   попадает   в   новые   социальные  условия   и   постепенно   начинает занимать   новую   общественную   роль   «Я   -   ученик».  

      Смена   обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком «Кризиса 7-ми лет». Как он проявляется?
Дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем наших   «послушных»  малышей;   в  поведении  ребенка  проявляется  много негативизма,  упрямства,   строптивости,   своеволия,  ревности,   грубости  по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими  и незаметными.    

Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет? Прежде всего, помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли.
    Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.

психологическая готовность к школьному обучению

 
Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

Уважаемые РОДИТЕЛИ!

1. Убеждайте Ваших детей в жизненной важности успешного учения в школе,
2. Находите больше возможностей привлекать детей к труду: дома, вне дома, в помощь школе.
3. Ежедневно осведомляйтесь у детей об их успехах в учебе помогайте им преодолевать отставание.
4. Воспитывайте у детей интерес к книге — источнику знаний. Следите за тем. что и как читают дети, обсуждайте с ними прочитанные книги.
5. Создавайте детям условия для прилежного и самостоятельного выполнения домашнего задания.
6. Используйте свободное время вместе с детьми для их духовного обогащения, воспитания любви и бережного отношения к природе, приучения к труду, расширения познавательных и эстетических интересов.
7. Помните, что Вы являетесь первым примером для своих детей, в Вас они хотят находить лучшие человеческие качества.
8. Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии, будьте тактичны.
9. Уважайте личность ребенка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия.
10. Заведите хорошие традиции в семье: чем больше хороших традиций, тем содержательнее, радостнее атмосфера, в которой живет семья.
11. Способствуйте развитию у Ваших детей гуманных, товарищеских и дружеских взаимоотношений, культурного поведения
12. Готовьте Вашего ребенка к тому, чтобы он принимал активное участие в жизни школы.
13. Приучайте детей к здоровому режиму дня, рациональному питанию, добивайтесь того, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, занимались спортом, бывали на свежем воздухе.
14. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.
15. Любой ребенок — отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля — может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
16. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.
17. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.
18. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
19. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.
20. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
21. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
22. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
23. Учитесь быть своему ребенку другом.
24. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
25. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
26. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.
27. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.


В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи,  эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.п.). Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.


Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
o   От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», « я - плохой».
o   Душевная копилка ребёнка работает весь день и ночь. Её ценность зависит от того. Что мы туда бросаем.
o   Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
o   Научитесь слушать своего ребёнка в радости и в горести.
o   Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
o   Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
o   Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.
o   Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.
o   Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.


Ритуалы, которые нравятся вашим детям.

o   Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
o   Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
o   В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и взрослых.
o   Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
o   На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
o   В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
o   Вместе с мамой и папой готовиться к празднику и печь красивый торт.
o   Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни, и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди одноклассников.

·       Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
·       Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
·       Не дерись без причины.
·       Зовут играть – иди, не зовут, спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
·       Играй честно, не подводи своих товарищей.
·       Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого не проси.
·       Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
·       Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
·       Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
·       Старайся быть аккуратным.
·       Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
·       Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!


ПОЧЕМУ РЕБЁНОК СТАНОВИТСЯ ТРУДНЫМ?

Причина первая - борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.


Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение - это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.


Причина третья - желание мщения. Ребенок может мстить:

   - за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

   - унижение друг друга членами семьи;

   - разводы и появление в доме нового члена семьи;

   - несправедливость и невыполненные обещания;

   - чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.


Причина четвертая - неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.


Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.

НЕЛЬЗЯ:

  • будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

  • кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится.

  • требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

  • сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.

  • лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

  • заставлять ребёнка спать после уроков и лишать его этого права;

  • кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

  • заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

  • не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

  • ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;

  • сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

  • смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игра;

  • ругать ребёнка перед сном;

  • не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

  • разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;

  • не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
    Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но больше всего страдает от них ребенок!
    Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.
    Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.
    Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
    1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.
    Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
    2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.
    Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!
    3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.
    Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
    4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»
    Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
    5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии.
    Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
    6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему.
    При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…
    Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает — больше читать; если плохо считает — больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
    Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
    Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
    Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
    При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20–30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
    Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания.
    7. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.
    Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
    8. Работайте только на «положительном подкреплении».
    При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.
    Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр…
    9. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.
    Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.
    Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз: лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
    Пожалуй, самое трудное время — вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть…
    Можно предоставить ему и некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до полдесятого). Очень важен полный (без каких-либо учебных заданий) отдых в воскресенье, и особенно в каникулы.
    10. Своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех.
    Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребенка у специалистов (врачей, логопедов, психоневрологов, педагогов). И выполняйте все рекомендации!
    Ваш малыш стал школьником!
            Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути.
            Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.
            Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит соей жизни, найдут в себе мужество каждый день быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!
            Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!
    ЗАКОН 1.
             Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
    ЗАКОН 2.
             Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.
    ЗАКОН 3.
             Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти.
    ЗАКОН 4.
            Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
    ЗАКОН 5.
           Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
    ЗАКОН 6.
          Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру родительской ответственности.
    ЗАКОН 7.
         Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите своего ребёнка смеяться над собой!  Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.
    ЗАКОН 8.
          Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
    ЗАКОН 9.
         Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
    Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
                                      Мы желаем вам успехов!